
Во время экскурсии по исторической части Коломны обратил внимание на названия улиц и памятные таблички. Почитал, посмотрел. Выяснил, что в Коломне жили и творили знаменитейшие русские писатели.
[Погулять по литературной Коломне)]

На пересечении улицы Болотникова и Лазарева стоит большой деревянный дом с мезонином. В этом доме в 1889-1908 годах жил лесничий Зарайского лесничества Станислав Генрихович Нат, который был женат на Зинаиде Ивановне, старшей сестре Александра Ивановича Куприна.
Куприн, будучи заядлым охотником, специально приезжал в Коломну, чтобы вместе со своим родственником поохотиться в коломенских и зарайских лесах. Станислав Генрихович Нат, имеющий австрийское происхождение, всю жизнь прожил в России и являлся одним из лучших знатоком северных лесов, работал лесничим в Подмосковье, Череповце и Великом Устюге.
Современники говорили о нём как о личности незаурядной и интересной. Станислав оказал положительное воздействие на творчество Куприна. Так прототипом некоторых персонажей произведений Куприна был С.Г. Нат. Так, в рассказе "Черная молния" главное действующее лицо - Турченко - написано со Станислава Ната.

Многое в Коломне связано с именем Лажечникова.
Род знатных коломенских купцов Ложечниковых известен с начала XVII века. Наиболее заметным представителем семейства был купец I гильдии Илья Акимович Ложечников, имевший недвижимость в Коломне и Москве. Одним из «дворов» и была коломенская усадьба, в которую входили главный дом, флигель и доходный дом, располагавшиеся по адресу улица Октябрьской Революции, дом №198.
Именно с этим домом связано детство известного коломенского писателя, одного из зачинателей русского исторического романа Ивана Ивановича Лажечникова. Писатель прожил в этом доме до 16 лет, когда он мальчишкой тайком сбежал в ополчение, чтобы участвовать в разгроме войск Наполеона. Музей был открыт осенью 2010 года. В музее выставлена экспозиция «Коломна минувших столетий», на которой представлены вещи второй половины XVIII - первой половины XIX века. Во флигеле музея работает сувенирная лавка.

Увидел эти строки...и такая добрая улыбка появилась на лице...)

Коломна помнит и такого известного писателя, как Пильняк.В Коломне сохранились два дома, имеющих непосредственное отношение к писателю. В доме № 14 на улице Полянской он жил с родителями. В дом № 7 по улице Арбатской переселился, когда женился, и жил здесь семь лет. После переезда в Москву в этом доме продолжала жить его первая жена с их детьми. 24 октября 1980 на фасаде дома открыта мраморная мемориальная доска.
[Подробнее)]
Андрей Иванович принимал активное участи в жизни коломенского общества, был членом правления библиотеки имени И. И. Лажечникова. В 1913 году Борис переехал к родителям в Коломну. а затем жил в доме № 7 по ул. Арбатской. Раньше считалось, что этот дом располагается по улице Никольской, в 1921 году переименованной в улицу Посадскую.
Этот небольшой деревянный дом принадлежал тестю Бориса Пильняка, А. А. Соколову, дьякону стоящей рядом Николо-Посадской церкви. Старшая дочь дьякона Мария Алексеевна стала первой женой писателя. С М.А. Соколовой Б. Пильняк венчался в Никольском храме села Черкизова. Дом располагался в церковной ограде. Отсюда происходит постоянный литературный адрес Пильняка, которым он подписывал свои произведения: «Коломна. Никола - на -Посадьях».
Исследователи творчества Б. Пильняка называют Коломну его литературной родиной, образ которой воссоздан во многих произведениях писателя. «Россия, Коломна, Никола-на-Посадьях» - такой литературный адрес стоит под романами «Голый год», «Машины и волки», под многими рассказами и повестями.
Одним из первых произведений Пильняка, посвященных Коломне, явился очерк «На родине Лажечникова», впервые опубликованный в сборнике «Дорогие места» (Москва, 1918). Забытый очерк был недавно обнаружен краеведом Денисовым, и спустя семьдесят лет был опубликован в 1989 году в «Коломенской правде».
В ноябре 1921 года Пильняк написал в Коломне рассказ «Метель». И вновь в нем нетрудно угадать географические приметы города, окрестностей: Спасскую церковь недалеко от кремля, Житную площадь. Известна коломенцам и легенда о посохе Сергия Радонежского, который хранился в Старо-Голутвине монастыре. Упомянут в рассказе и хорошо знакомый в Коломне дом Озерова.
Всемирную известность писателю принес роман «Голый год» (1921), переведенный на многие языки мира. Это первый роман о революции. Он обращал на себя внимание не только новизной жизненного материала, но прежде всего экспериментальностью формы: отсутствием единого сюжета, отказом от фабулы и традиционных романных характеров, «монтажным принципом соединения разнородных в тематическом и стилистическом отношении кусков повествования. Творчество Пильняка с того времени превращается в дискуссионную проблему. Споры вокруг его имени то вспыхивали, то затухали , но никогда не прекращались вплоть до его гибели. С самого начала мнения резко разделились.
Для одних Пильняк - «самый талантливый бытописатель революции» и новатор ( А. Воронский), для других - просто-напросто литературный «оползень» (Ю. Тынянов). В романе «Голый год» Пильняк местом действия героев избрал Ордынин город. Но читаешь роман и с первых же страниц догадываешься, что никакой это не Ордынин-город, а древняя Коломна. Вот лишь маленький тому пример: «В Кремле были казенные дома и церкви, под Кремлем, под обрывом, протекала река Волога, за Вологой лежали луга, Реденев монастырь, Ямская слобода <...>. Весь день и всю ночь, каждые пять минут били часы в соборе, - дон, дон, дон! - И первыми просыпались в Кремле гуси (свиней в Кремле не водилось, ибо улицы были обулыжены)».
С первых дней известности творчество писателя сопровождалось противоречивой, и вульгарной критикой. Его упрекали в отсутствии в его произведениях коммунистической оси, в том, что он воспринял революцию как бунт, метель, которая замела и растеряла истины. Критикам не нравилась описываемая писателем правда, отличавшаяся от официальной.
Завершая коломенский период своего творчества. Пильняк издает трехтомное собрание сочинений (1923 -1924 гг.). Предисловие к роману в первом томе он подписал символическим названием «Никола-на-Посадьях». Писатель заявил: «Я посвящаю эти три книги жене моей Марие Алексеевне Соколовой-Вогау и детям Наталье и Андрею, - жене потому, что без нее я не написал бы их, и детям потому, что им - читать их в будущем, ибо я, как и вся Россия, только этим будущем и живы».

Стоит также отметить, что в таких литературных памятниках древности, как «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» также говорится о Коломне.
«Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича» - рассказ о победе Дмитрия Донского над войском Мамая на Куликовом поле. Создание этого памятника древнерусской литературы обычно относят к концу XIV - началу XV веков. Сохранилось лишь шесть списков произведения, которые дают повод для споров о первичности той или иной версии, значимости тех или иных различий. В литературоведении в последнее время преобладает мнение, что «Задонщина» является подражанием «Слову о полку Игореве», тем не менее это яркий и интереснейший документ об исторических событиях эпохи становления российской государственности.
«Сказание о Мамаевом побоище» — литературное произведение XV века о событиях Куликовской битвы. «Сказание» сохранилось в значительном количестве списков и было своего рода «бестселлером» древне-русской литературы. Особое впечатление «Сказание» создает за счет соединения точных исторических подробностей и волшебных, мистических ответвлений сюжета, которые придают повествованию оттенок сказочности. О Коломне рассказывается в «Сказании» как о важной точке маршрута русского войска Дмитрия Донского от Москвы к Куликову полю.
Подробнее можно посмотреть здесь, здесь и здесь.
Journal information