Едва ли не впервые мне не хочется придумывать заголовок к репортажу. Совершенно. Потому что - этот фильм как солнечный удар. Вся эта обожженная войнами, революциями, пожарами эпоха - как солнечный удар. Не скажешь лучше, не вместишь в иные два слова столько смыслов, аллюзий, любви и ненависти, потерь и памяти, радости и грусти. В них - все. И алые флаги, и казематы, и уходящая, унесенная ветрами и снова возвратившая жизнь. В них - Россия, Русь, имперские дворцы и старенькие хатки.
О фильме будут много говорить и писать. И сам Михалков, и актеры, и блогеры. Много будет споров и критики. В общем-то - уже есть.
Я не буду ни с кем спорить. Ваше право, как видите, так и видите. А для меня этот фильм - как молитва. Как молитва за тех, кто должен жить, за детей, за стариков, за Русь. За нас за всех. За мир. Молитва о том, чтобы Русь выжила и сохранилась.
Для меня этот фильм - о Гумилеве. Казалось бы, даже имя Гумилева нигде не мелькает. Но главный герой очень похож на Гумилева. Манеры, лицо, жесты, речь.
Для меня этот фильм - о женской красоте, нежности, силе, таланте. Виктория Соловьева первую свою роль не сыграла. Она ее прожила. Не было игры, была она - такая как есть, простая донецкая девчонка - озорница, в которой воедино сошлись все героини романов, повестей, стихов Серебряного века. Все. До единой. И Бунин, и Блок, и Гумилев, и все-все-все сказали бы - она моя, я мечтал о ней, я страдал о ней, именно ей я посвящал стихи.
Этот фильм об ушедшем и вернувшемся. О культуре, о ценностях, о жизни.
Я внимательно отслеживаю фильмы, публикации о казачестве. В основном - чушь, ересь и гнусь. А здесь, в этом фильме, впервые за десятки лет казака показали человеком. Не ярмаркой, не жестянкой, не чудищем. Человеком. Эпизод с казаком и детскими игрушками я буду просматривать десятки раз. Спасибо, Никита Сергеевич. Низкий поклон. Уважил. Спасибо.
Об аллюзиях. Бунинская проза очень насыщена аллюзиями, потаенными смыслами, глубинными слоями. Если бы фильм снимали по книгам Бунина, даже только по Окаянным дням, фильм был бы часов на десять. И был бы очень тяжелым. Фильм - это аллюзия на ВСЮ прозу Бунина, аллюзия на Серебряный век в целом.
Бунин дал рамки, чувство времени, понимание, любовь. Серебряный век дал мелодику, поэтичность. Революция дала фильму злость, пробивную силу, пронзительность.
И в тоже время - фильм очень-очень легкий. 3 часа пролетели совершенно незаметно. На одном дыхании. И, безусловно, я буду просматривать этот фильм еще и еще.[ Фото со съемок и с показов в Крыму и Сербии]
[ Полезные ссылки на репортажи, интервью]Репортажи, интервью:
- впечатления звезд
- интервью Михалкова
- звезды на премьере
- премьера в Белграде
- Михалков о Бунине и долгих годах работы над картиной
- о Крыме
- о сербах
- Окаянные дни
Приятного просмотра!
Journal information